Воспитательная работа - Все документы
Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

МБОУ СОШ №10

Воспитательная работа

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

             С первых мгновений жизни человек попадает в большой и удивительный мир, который предстоит познавать, ошибаясь и побеждая. И во многом школа как особое социокультурное пространство является для подрастающего человека основным стратегическим ресурсом, моделирующим его будущее.

Наша школа -  развивающееся образовательное учреждение с ориентиром на лучшие образцы образования России и зарубежных стран.  Успехи школы во многом предопределены идеей, которую несёт в себе школьная воспитательная система. Обращаясь к идеям современных ученых, консультантов сферы образования, считаем важным  выделить стратегически бесценную формулу  целостного образования:  знания + мышление + практика,  подчеркивающую  значимость образования  для нового мира и необходимость воспитания человека, способного организовать себя и мир вокруг себя.

 Важнейшими условиями успешности будущего поколения становятся сегодня такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить  нестандартные решения, умение выбирать и нести ответственность.   Исходя из этой позиции, нами была определена концептуальная основа воспитательной  системы школы, которая заключается в следующем:

Хорошее учение – ресурс благосостояния.   Качественное образование сегодня – залог успешности в будущем, возможность завтра занять лидирующие позиции. Завтрашний лидер – успешный ученик сегодня. Основным ресурсом реализации программы воспитания школы являются  звенья системы воспитания. Это объединения и творческие группы педагогов, детей и родителей, специфика деятельности которых отражается в воплощении идей и  проектов школы  широкого спектра направлений. К основным звеньям системы воспитания мы отнесли:

- ученическое самоуправление ДШО «Родники»,

- методическое объединение классных руководителей,

- социально-педагогическую службу сопровождения,

- спортивные секции и творческие объединения.

Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений. Воспитательный процесс реализуется тремя главными социальными институтами: семьей, школой и обществом (в целом);  но ведущая роль остается за самим ребенком, то есть воспитание становится успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания. Воспитание направлено на создание условий для освоения личностью культуры человечества и формирование личностной готовности к сохранению и развитию культуры (своей, семейной и общественной).

Сложность воспитательного процесса обусловлена противоречивым характером формирования нравственного российского идеала, поэтому в качестве основания в Программе приняты следующие традиционные источники  нравственности:

 

патриотизм (любовь к России, к своему народу, своей малой родине; служение   Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,  институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,   достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед   Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,   свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный  выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

 

Разработанная Программа опирается на Требования к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования, Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития, программы формирования и развития универсальных учебных действий. Обеспечивает преемственность с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования, а также согласованность с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного  общего образования.

Программа социализации обучающихся на уровне основного общего образования учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи учащихся разного возраста, отечественные воспитательные традиции и традиции МБОУ «СОШ № 10», базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.

 

Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования.

Целями социализации обучающихся на уровне основного общего образования, исходя из приоритета личности перед группой и коллективом, являются:

• обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности;

• обретение воспитанниками способности операционально владеть набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной традиции и перспектив ее развития, а также усвоение (интериоризация) ими тех знаний, ценностей и норм, которые эти традиции выражают.

Задачей социализации обучающихся на уровне основного общего образования выступают развитие их способности:

• согласовывать самооценки и притязания с возможностями их реализации в наличной социальной среде;

• уметь создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.

Поэтому отдельные характеристики портрета выпускника основной школы мы  формулируем следующим образом:

• сформированы общие и специальные способности, выражена доминирующая направленность личности ученика (устойчивые мотивы), которая соотнесена с возможной сферой человеческой деятельности;

• сформирована готовность к достоверной самопрофориентации по соответствующей группе предметов обучения в последующем;

• учебная деятельность развита до уровня, когда она трансформируется в самообучение;

• сформирована потребность в гигиене и физкультуре.

 

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к духовному развитию;

• понимание что такое нравственность;

• готовность к индивидуально-ответственному поведению;

• осознание собственного творческого потенциала и готовность к его реализации в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

• готовность непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

• присвоение таких нравственных понятий как совесть, честь, достоинство, ответственность, толерантность, милосердие;

• готовность учащегося поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости  определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства;

• подготовка к осуществлению нравственного самоконтроля;

• готовность давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• развитие в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

 

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первооснов нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

 

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

• формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

• укреплению национальной безопасности.

 

Программа составлена таким образом, чтобы по мере реализации стремиться к воспитанию выпускника, отвечающего по своим человеческим качествам современному национальному идеалу.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитательная цель - формирование духовно-нравственной, социально адаптированной, толерантной, творчески мыслящей личности, способной к целеполаганию, самообразованию, самореализации.

 

Основные направления и ценностные основы воспитания и

социализации обучающихся

 

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

(Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества);

• воспитание социальной ответственности и компетентности

(Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная  ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

(Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике);

• воспитание экологической культуры

(Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, психологическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; здоровый и безопасный образ жизни; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

(Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; научная картина мира; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие; выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

(красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности ).

Все эти направления воспитания и социализации взаимодополняют друг друга и находят своё отражение в системе воспитательной работы школы (годовой план работы), как через урочную, так и внеурочную деятельность.

 

 

 

 

 

 Документы

 
  
  
  
  
План воспитательной работы 2017 – 2018 учебный год.pdf
  
07.04.2018 23:45Без сведений о присутствииs10_glz