Программа
воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
С первых мгновений жизни человек
попадает в большой и удивительный мир, который предстоит познавать, ошибаясь и
побеждая. И во многом школа как особое социокультурное пространство является
для подрастающего человека основным стратегическим ресурсом, моделирующим его
будущее.
Наша
школа - развивающееся образовательное
учреждение с ориентиром на лучшие образцы образования России и зарубежных
стран. Успехи школы во многом
предопределены идеей, которую несёт в себе школьная воспитательная система.
Обращаясь к идеям современных ученых, консультантов сферы образования, считаем
важным выделить стратегически бесценную формулу целостного образования: знания + мышление + практика, подчеркивающую значимость образования для нового мира и необходимость воспитания
человека, способного организовать себя и мир вокруг себя.
Важнейшими условиями успешности будущего
поколения становятся сегодня такие качества личности, как инициативность,
способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать и нести ответственность. Исходя из этой позиции, нами была определена
концептуальная основа воспитательной
системы школы, которая заключается в следующем:
Хорошее
учение – ресурс благосостояния.
Качественное образование сегодня – залог успешности в будущем,
возможность завтра занять лидирующие позиции. Завтрашний лидер – успешный
ученик сегодня. Основным ресурсом реализации программы воспитания школы
являются звенья системы воспитания. Это
объединения и творческие группы педагогов, детей и родителей, специфика
деятельности которых отражается в воплощении идей и проектов школы широкого спектра направлений. К основным
звеньям системы воспитания мы отнесли:
-
ученическое самоуправление ДШО «Родники»,
-
методическое объединение классных руководителей,
-
социально-педагогическую службу сопровождения,
-
спортивные секции и творческие объединения.
Воспитание выступает одним из важнейших
элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного
процесса смены поколений. Воспитательный процесс реализуется тремя главными
социальными институтами: семьей, школой и обществом (в целом); но ведущая роль остается за самим ребенком,
то есть воспитание становится успешным только тогда, когда оно превращается в
программу самовоспитания. Воспитание направлено на создание условий для
освоения личностью культуры человечества и формирование личностной готовности к
сохранению и развитию культуры (своей, семейной и общественной).
Сложность
воспитательного процесса обусловлена противоречивым характером формирования
нравственного российского идеала, поэтому в качестве основания в Программе
приняты следующие традиционные источники
нравственности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, своей малой
родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и
национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость,
милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское
общество, долг перед Отечеством,
старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток,
почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира,
экологическое сознание);
традиционные российские религии (учитывая светский
характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности
традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных
культурологических представлений о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония,
духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа,
планета Земля);
человечество
(мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество).
Разработанная Программа опирается на Требования
к результатам освоения основных образовательных программ основного общего
образования, Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития, программы
формирования и развития универсальных учебных действий. Обеспечивает
преемственность с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на начальной ступени общего образования, а также согласованность с Программой
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования.
Программа социализации обучающихся на уровне
основного общего образования учитывает возрастные особенности обучающихся и
основные жизненные задачи учащихся разного возраста, отечественные
воспитательные традиции и традиции МБОУ «СОШ № 10», базовые российские
ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в
современной России.
Цели и задачи
воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования.
Целями социализации обучающихся на уровне
основного общего образования, исходя из приоритета личности перед группой и
коллективом, являются:
•
обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством
социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных
усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и
социокультурной идентичности;
•
обретение воспитанниками способности операционально владеть набором программ
деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной традиции и
перспектив ее развития, а также усвоение (интериоризация) ими тех знаний,
ценностей и норм, которые эти традиции выражают.
Задачей социализации обучающихся на уровне
основного общего образования выступают развитие их способности:
•
согласовывать самооценки и притязания с возможностями их реализации в наличной
социальной среде;
•
уметь создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.
Поэтому отдельные характеристики портрета выпускника основной школы
мы формулируем следующим образом:
•
сформированы общие и специальные способности, выражена доминирующая
направленность личности ученика (устойчивые мотивы), которая соотнесена с
возможной сферой человеческой деятельности;
•
сформирована готовность к достоверной самопрофориентации по соответствующей
группе предметов обучения в последующем;
•
учебная деятельность развита до уровня, когда она трансформируется в
самообучение;
•
сформирована потребность в гигиене и физкультуре.
В
сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
•
готовность и способность к духовному развитию;
•
понимание что такое нравственность;
•
готовность к индивидуально-ответственному поведению;
•
осознание собственного творческого потенциала и готовность к его реализации в
духовной и предметно-продуктивной деятельности;
•
готовность непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной
установки «становиться лучше»;
•
присвоение таких нравственных понятий как совесть, честь, достоинство,
ответственность, толерантность, милосердие;
•
готовность учащегося поступать согласно своей совести;
•
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на
принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
•
развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства;
•
подготовка к осуществлению нравственного самоконтроля;
•
готовность давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
•
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
•
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
•
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению
трудностей;
•
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к
действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному
здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
•
развитие в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй,
обществом, Россией, будущими поколениями;
•
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед
прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В
сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся должно обеспечить:
•
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей;
•
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
•
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
•
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации,
поддержание межэтнического мира и согласия;
•
осознание безусловной ценности семьи как первооснов нашей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
•
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность
за другого человека;
•
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
•
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
•
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В
сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся должно содействовать:
•
формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной
жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
•
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового
государства с республиканской формой правления;
•
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных
организаций;
•
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию
страны;
•
укреплению национальной безопасности.
Программа составлена таким образом, чтобы по
мере реализации стремиться к воспитанию выпускника, отвечающего по своим
человеческим качествам современному национальному идеалу.
Современный
национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитательная
цель - формирование духовно-нравственной, социально адаптированной,
толерантной, творчески мыслящей личности, способной к целеполаганию,
самообразованию, самореализации.
Основные направления и
ценностные основы воспитания и
социализации
обучающихся
•
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
(Ценности:
любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое
государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;
свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества);
•
воспитание социальной ответственности и компетентности
(Ценности:
правовое государство, демократическое государство, социальное государство;
закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству,
ответственность за настоящее и будущее своей страны);
•
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
(Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость,
забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность,
представление о вере, духовной культуре и светской этике);
•
воспитание экологической культуры
(Ценности:
жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая
грамотность; физическое, физиологическое, психологическое,
социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; здоровый
и безопасный образ жизни; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
•
воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду
и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
(Ценности:
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; научная
картина мира; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
выбор профессии);
•
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры
(красота,
гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и
искусстве, эстетическое развитие личности ).
Все
эти направления воспитания и социализации взаимодополняют друг друга и находят
своё отражение в системе воспитательной работы школы (годовой план работы), как
через урочную, так и внеурочную деятельность.