Медиабезопасность - По умолчанию
Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

МБОУ СОШ №11

 

 Медиабезопасность

 
​ 

Безопасность детей использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций.

 
Знаете ли вы, чем занимается ваш ребенок, выходя в Интернет? Как показали исследования,usenointernet.jpg

70% родителей не интересуются, чем занимается их ребенок во всемирной сети, при том, что только около 10% школьников используют Интернет преимущественно для учебы. Блоги, социальные сети, программы обмена сообщениями, хранилища видео и музыки — все это широко используется подрастающим поколением, и при этом, несомненно, может содержать угрозы для их безопасности. Также не надо забывать, что опасность для ребенка могут представлять и другие достижения прогресса — телевидение и связь.
Все угрозы, которые ребенок может встретить выходя в большой мир электронных коммуникаций и масс-медиа можно условно разделить на 6 групп:
  • нежелательное содержимое;
  • вредоносные программы;
  • опасные контакты и обмен содержимым эротического характера
  • интернет-хулиганство;
  • интернет-зависимость, телемания и мобиломания;
  • мошенничество;
Нежелательное содержимое
Нежелательное содержимое это неподходящие для данного возраста визуальные и звуковые материалы. К ним можно отнести: насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику; информацию, разжигающую расовую ненависть; пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Причем столкнуться с такими материалами ребенок может не только в сети Интернет, но и в более обыденных СМИ — журналах, газетах и телевидении. И если в случае с печатной продукцией осуществлять родительский контроль довольно просто, в случае с телевидением и Интернетом эта задача усложняется.
Самый простой (и, очевидно, неправильный) способ — запретить и телевизор и интернет. Частичная блокировка, вкупе с профилактической беседой — лучший вариант. Возрастной рейтинг, введенный на телевизионных каналах, призван помочь родителям с определением нежелательного содержимого. Точно такой же рейтинг предполагается использовать и для Интернет.
Предупреждение нежелательного содержимого:
  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать nobeleive.jpg

    о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
  • Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
Вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионскиеshownoimage.jpg программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры

    и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
  • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  • Делайте резервную копию важных данных.
  • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Опасные контакты и обмен содержимым эротического характера
Общение в интернете, из-за своей специфики, несет довольно опасные угрозы. Анонимность позволяет злоумышленнику более просто втираться в доверие к ребенку. Если раньше злодею нужно было долго налаживать отношение с семьей и ребенком, дабы не вызвать подозрений, теперь ему достаточно выставить себя как ровесника ребенка и его друга, чтобы быстро завоевать его доверие.
Также большую опасность несет в себе ставшее в последнее время моднымuseavatar.jpg

среди школьников увлечение обменом изображениями эротического характера (секстингом). Появление сотовых телефонов с встроенными камерами сделало отправку фотографий быстрой и доступной. Дети не расценивают секстинг как реальную угрозу — для них это всего лишь игра. Однако, всегда есть вероятность того, что эти изображения будут использованы для шантажа или будут выложены в Интернет.
Предупреждение опасного общения:
  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Интернет-хулиганство (кибербуллинг)
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, nohate.jpg

агрессию, запугивание; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
 
Неприязнь к Интернету
Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
 
Нервозность при получении новых сообщений
Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Предупреждение кибербуллинга:
  • Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны бытьsayparents.jpg

    дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
  • Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Интернет-зависимость, телемания и мобиломания
Научно-технический прогресс принесший нам многие возможности, также добавил и новые опасности. В октябре 2012 года интернет-зависимость была признана международным комитетом психическим заболеванием. Два других расстройства — телемания (зависимость от телевидения) и мобиломания (зависимость от сотового телефона) признания в научных кругах не получили, тем не менее подобность этих явлений видна невооруженным глазом. Статистические исследования подтверждают опасность этих зависимостей для подрастающего поколения.
Интернет-зависимость:
Навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособностьnoname.jpg

вовремя отключиться от Интернета. Как показали исследования, проведенные в Южной Корее (это самая развитая Интернет-страна), у детей, страдающих интернет-зависимостью резко падает уровень интеллекта.
Если ваш ребенок проводит много времени в Интернете, теряет счет времени, отказывается от приема пищи, становится раздражительным или отстраняется от окружающих — эти признаки могут указывать на развивающуюся интернет-зависимость.
Мобиломания:
Желание постоянно «находиться на связи». Человек, страдающий мобиломанией проводит много времени, разговаривая по телефону, с большой периодичностью проверяет поступающие СМС.
Детская мобиломания может стать серьезной преградой в учебе. Ребенок, которому звонят во время урока отвлекается, теряет нить рассуждения, кроме того это может отвлечь и других детей. Ребенок, занятый перепиской с помощью СМС может не запомнить ничего из сказанного учителем.
На опасность зависимости от сотового указывает желание ребенка постоянно держать телефон при себе, случайно забытый телефон может вызвать приступы апатии или агрессии.
Телемания:
Потребность проводить все свободное время у экрана телевизора или компьютера, просматривая видеоролики. Дети, страдающие телеманией теряют способность фантазировать, желание читать и познавать мир.
Если ваш ребенок много времени проводит у экрана телевизора, сидит как загипнотизированный, не замечает и не слышит ничего вокруг себя — возможно у него проявляется тенденция к телемании.
Предупреждение зависимостей:
  • Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, usenick.jpg

    что его беспокоит и так далее.
  • Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом (телевизором, телефоном), но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может использовать, запрет до выполнения домашних уроков и прочее). В случае Интернет-зависимости можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
  • Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
  • Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
  • В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Мошенничество
Кибермошенничество – один из видов преступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое).
Кроме того, обычные мошеннические схемы (присвоение имущества обманным путем), также могут использовать каналы Интернет или обмен сообщениями СМС для привлечения жертв.
Предупреждение мошенничества:
  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества http://ru.wikibooks.org/wiki/Мошенничество_в_интернете и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Поговорите с ребенком об опасности отправки СМС на короткие номера (номера с длиной меньше обычной);
  • Установите на свои компьютеры антивирус или брандмауэр. Это сократит риск кражи конфиденциальных данных;
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
  1. Ознакомьтесь с отзывами покупателей
  2. Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
  3. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
  4. Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
  5. Сравните цены в разных интернет-магазинах.
  6. Позвоните в справочную магазина
  7. Обратите внимание на правила интернет-магазина
  8. Выясните, сколько точно вам придется заплатить
  • Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Меры по профилактике интернет-угроз
Подводя итоги, приведем несколько простых правил обеспечения безопасности ребенка в Интернет и средствах телекоммуникации.
  • Постоянно поддерживайте контакт с ребенком, интересуйтесь его увлечениями;
  • Постарайтесь проводить определенное время с ребенком вдали от цивилизации — ходите в театр, в поход или на рыбалку;
  • Развивайте критическое мышление ребенка. Научите его не доверять всему, что пишут в Интернет, или приходит на телефон в виде СМС;
  • Установите на компьютер ребенка антивирус и программу родительского контроля;
  • Объясните ребенку, к чему может привести разглашение в Интернет личной информации.
Если все таки ребенок столкнулся с угрозой
  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
  • Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и др.)
Список используемых ресурсов
  1. Справочник по детской безопасности в Интернете: http://www.google.ru/intl/ru/goodtoknow/familysafety/advice/
  2. Центр безопасного интернета в России: http://www.saferunet.ru/
  3. Фонд развития Интернет: http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/
  4. ШколаЖизни.Ру, познавательный журнал: http://shkolazhizni.ru
  5. Википедия, свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org
  6. Викиучебник, открытые книги для открытого мира: http://ru.wikibooks.org