Инклюзивное образование – это такой
процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их
физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую
систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими
сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах,
которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую
специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития
совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в
специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
· Ценность
человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек
способен чувствовать и думать;
· Каждый человек
имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди
нуждаются друг в друге;
· Подлинное
образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди
нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех
обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать,
чем в том, что не могут;
· Разнообразие
усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивной школы:
· Все ученики равны
в школьном сообществе;
· Все ученики
имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
· У всех учеников
должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных
связей;
· Планируется и
проводится эффективное обучение;
· Работники,
вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим
процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
· Программа и
процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;
· Семьи активно
участвуют в жизни школы;
· Вовлеченные
работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Другие варианты обучения детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья:
· Специализированные
школы (школы-интернаты) - образовательные учреждения с круглосуточным
пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании
детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и
всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также существует система
домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные
программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие
дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать
документ об образовании.
· Коррекционные
классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования,
позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие
у детей возможности участвовать во многих школьных мероприятиях
наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся
ближе к дому и воспитываются в семье.
· Обучение на
дому - вариант обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, при котором преподаватели образовательного учреждения
организованно проводят занятия с ребенком непосредственно по месту его
проживания.
· Дистанционное
обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых
детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной
среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии
(спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления
дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер,
принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться
связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса
проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение
учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой
результатов в центр дистанционного обучения.