Конфликтная компетентность студентов - будущих педагогов - Все документы
Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»

Конфликтная компетентность студентов - будущих педагогов

Аннотация: в статье приводятся результаты исследования проводимого на базе БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова», целью исследования являлось изучение конфликтной компетентности студентов-будущих педагогов, как одной из главных, которую должен приобрести и иметь современный педагог.

Ключевые слова: конфликтная компетентность, конфликтологическая компетентность, типы реагирования на конфликт, стратегия поведения в конфликте.

 

Сегодня конфликты охватывают  все сферы жизнедеятельности человека и  являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Педагогика и психология рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из особенностей человеческой природы. Современная ситуация в системе образования характеризуется наличием большого количества конфликтов, имеющих ряд объективных причин. Педагогу сегодня нужны знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. Важнейшим качеством в этой связи выступает наличие у специалиста конфликтной компетентности,  одного из главных качеств, которое должен приобрести и иметь современный преподаватель. Требования, которые предъявляются обществом к современному преподавателю, достаточно высокие. Он должен иметь знания не только в рамках своей дисциплины, но и иметь навыки работы в стрессовых ситуациях, руководить и организовывать учебный процесс, разрешать конфликтные ситуации, легко адаптироваться к новым обстоятельствам, быть активным и инициативным, способным к дальнейшему развитию. Анализ источников научной информации по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что способность управлять конфликтными ситуациями является одним из важных видов профессиональной компетентности личности. Для обозначения данной способности исследователи в психологической литературе используют близкие по содержанию понятия: «конфликтная компетентность» (Л.А. Петровская, Б.И.Хасан), «конфликтологическая компетентность» (Н.И. Леонов, В.Г.Зазыкин, Л.Н. Цой). В целом, в качестве психологических составляющих конфликтной компетентности личности авторы называют гибкий индивидуальный стиль управления, особый когнитивный стиль, творческое мышление, открытость, конфликтоустойчивость. В настоящее время понятие «конфликтная  компетентность»  занимает  одно  из  важнейших  мест в психологической, социологической и философской науках. Несмотря  на  имеющиеся  в психологической  науке  исследования, посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени.

Анализ  состояния  проблемы  свидетельствует  о  том,  что,  несмотря  на определенный  уровень  ее  теоретической  и  практической  разработанности, сохраняет  свою  актуальность  вопрос  о  проведении  системных  исследований конфликтной  компетентности  личности.

Актуальность  обусловлена  определенным  противоречием  между запросами практики по предупреждению и разрешению конфликтов в педагогической среде и  слабой  разработанностью теоретической составляющей данной компетентности.

Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы исследования, его цели и задач.  

Цель: выявить и описать особенности конфликтной компетентности у студентов – будущих педагогов с различным типом реагирования на конфликт.

Задачи:

1.                      Выявить типы реагирования на конфликт у студентов – будущих педагогов.

2.                      Провести сравнительный анализ показателей конфликтной компетентности в зависимости от типов реагирования на конфликт.

3.                      Выявить взаимосвязь конфликтной компетентности студентов - будущих педагогов со стратегиями поведения в конфликте.

Гипотеза: мы предполагаем, что конфликтная компетентность студентов – будущих педагогов с различными типами реагирования на конфликт, такими как агрессия, уход, решение, будут иметь отличия в показателях конфликтной компетентности, таких как  когнитивный, мотивационный, регулятивный.  

Объект: конфликтная компетентность

Предмет: особенности конфликтной компетентности студентов -  будущих педагогов с различным типом реагирования на конфликт.

Методы исследования:

- опросник «Конфликтная компетентность личности» (Башкин М.В., Горшкова В.А., Воскресенский А.М.);

- опросник  «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан А.А.),

- методика  «Шкала  оценки  эмоциональной  возбудимости» (V.A. Braithwaite,  в  адаптации  А.А. Рукавишникова,  М.В. Соколовой);

- опросник «Диагностика ведущего типа реагирования в конфликте» (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.);

- опросник «Стили поведения в конфликте» К. Томаса.

Исследование проводилось на базе БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова». Выборку составили 98 студентов 3 и 4 курса.

На основании результатов,  полученных с помощью опросника «Диагностика ведущего типа реагирования в конфликте» авторов Кашапова М.М., Киселевой Т.Г., все испытуемые в зависимости от ведущих типов реагирования на конфликт были разделены на три группы:

1.           Р>У>А - доминирующий тип реагирования- «Решение»,  нами было выявлено 56 студентов – будущих педагогов, что составило от общего числа испытуемых 62%. Характеристика участников данной группы в том, что они допускают признание различия во мнениях и стараются показать свою готовность в ознакомлении с разными точками  зрения, чтобы понять причины конфликта и найти пути действия, приемлемые и взаимовыгодные для обеих сторон, которые обеспечат достижение  необходимой цели.

2.           А>У>Р - доминирующий тип реагирования- «Агрессия», в данной группе нами было выявлено 20 студентов – будущих педагогов, что составило 22% от общего числа испытуемых. Характеристика участников этой группы заключается в том, что они более  недоверчивы, часто настроены негативно по отношению к окружению, бывают раздражительными. В процессе взаимодействия редко признают свою вину, а для влияния на оппонента, с целью заставить его принять свою точку  зрения любой ценой, часто используют принуждения и деструктивные способы разрешения.;

3.           У>А>Р - доминирующий тип реагирования- «Уход», здесь было выявлено 13 студентов – будущих педагогов, что составило 14% от общего числа испытуемых. Характеристика данной группы заключается в следующем: участники данной группы стараются избежать конфликта, в процессе взаимодействия не любят брать на себя ответственность. В проблемных ситуациях полагаются на других, откладывая решения проблемы на потом, думая, что вопрос решится сам собой. При столкновении с препятствиями, бывает, уходят в себя, меньше общаются, делают вид, будто ничего не произошло. Старательно избегают ситуаций, которые провоцируют  возникновение противоречий, и не вступают в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. 

Студенты с доминирующим типом реагирования на конфликт «Решение»  имеют высокие показатели конфликтной компетентности в сравнении с группами «Уход» и «Агрессия», что позволяет говорить о высоком уровне конфликтной компетентности в данной группе. Данный факт позволяет нам выделить характерные особенности данной группы: участники могут допускать признания различий во мнениях и стараться показать свою готовность в ознакомлении с разными точками  зрения, чтобы понять причины конфликта и найти пути действия, приемлемые и взаимовыгодные для обеих сторон, которые обеспечат достижение  необходимой цели.

 Студенты с доминирующим типом реагирования на конфликт «Уход»  имеют высокие показатели конфликтной компетентности в сравнении с группой «Агрессия», но ниже по сравнению с группой «Решение», что позволяет говорить о высоком уровне конфликтной компетентности в данной группе в сравнении с группой «Агрессия», но низким в сравнении с группой «Решение». Можно сделать вывод о том, что участники данной группы стараются избежать конфликта, в процессе взаимодействия не брать на себя ответственность. В проблемных ситуациях полагаются на мнение других и откладывают решение проблемы на потом, полагая, что вопрос решится сам собой. При столкновением в результате конфликта, бывает, уходят в себя, меньше общаются, делают вид, будто ничего не произошло. В дальнейшем стараются избегать ситуаций, которые провоцируют  на возникновение противоречий и не вступают в обсуждение вопросов, чреватых  разногласиями.            

Студенты с доминирующим типом реагирования на конфликт «Агрессия» имеют самые низкие показатели конфликтной компетентности в сравнении с группами «Решение» и «Уход», что позволяет говорить о низком уровне конфликтной компетентности в данной группе. Данный факт позволяет нам выделить характерные особенности данной группы, что участники более  недоверчивы, часто настроены негативно по отношению к окружению, бывают раздражительными. В процессе взаимодействия редко признают свою вину, а для влияния на оппонента, с целью заставить его принять свою точку  зрения любой ценой, часто используют принуждения и деструктивные способы разрешения.

В результате проведенного корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи показателей в группах студентов – будущих педагогов с разным типом реагирования на конфликт.

В группе с доминирующим типом реагирования на конфликт «Решение» чем выше уровень конфликтной компетентности, тем чаще участники применяют стратегию сотрудничества и приспособления, и тем реже стратегию соперничества и избегания.

В группе с доминирующим типом реагирования на конфликт «Уход» чем выше уровень конфликтной компетентности, тем чаще участники группы выбирают стратегию компромисса.

В группе с доминирующим типом реагирования на конфликт «Агрессия» взаимосвязи с конфликтной компетентностью не выявлено.
Таким образом, наша гипотеза о том, что конфликтная компетентность студентов – будущих педагогов с различными типами реагирования

на конфликт, такими как агрессия, уход, решение, будут иметь отличия в показателях конфликтной компетентности, таких как  когнитивный, мотивационный, регулятивный, нашла свое эмпирическое подтверждение.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвигаемую нами гипотезу. Проведенное исследование, таким образом, позволило выявить и описать особенности конфликтной компетентности у студентов – будущих педагогов с разным типом реагирования на конфликт. Основные выводы работы можно использовать при разработке программы повышения конфликтной компетентности студентов.

 Слайд8.JPG

  
  
  
  
Нет элементов для отображения в этом представлении библиотеки документов "Конфликтная компетентность студентов - будущих педагогов".