Конфликтная компетентность
студентов - будущих педагогов
Аннотация: в статье приводятся
результаты исследования проводимого на базе БПОУ УР «Можгинский педагогический
колледж имени Т.К. Борисова», целью исследования являлось изучение конфликтной
компетентности студентов-будущих педагогов, как одной из главных, которую
должен приобрести и иметь современный педагог.
Ключевые слова: конфликтная компетентность, конфликтологическая компетентность,
типы реагирования на конфликт, стратегия поведения в конфликте.
Сегодня
конфликты охватывают все сферы
жизнедеятельности человека и являются
неотъемлемой частью человеческих отношений. Педагогика и психология
рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее
из особенностей человеческой природы. Современная ситуация в системе
образования характеризуется наличием большого количества конфликтов, имеющих
ряд объективных причин. Педагогу сегодня нужны знания о способах предупреждения
и конструктивного разрешения конфликтов. Важнейшим качеством в этой связи
выступает наличие у специалиста конфликтной компетентности, одного из главных качеств, которое должен
приобрести и иметь современный преподаватель. Требования, которые предъявляются
обществом к современному преподавателю, достаточно высокие. Он должен иметь
знания не только в рамках своей дисциплины, но и иметь навыки работы в
стрессовых ситуациях, руководить и организовывать учебный процесс, разрешать
конфликтные ситуации, легко адаптироваться к новым обстоятельствам, быть
активным и инициативным, способным к дальнейшему развитию. Анализ источников
научной информации по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что
способность управлять конфликтными ситуациями является одним из важных видов
профессиональной компетентности личности. Для обозначения данной способности
исследователи в психологической литературе используют близкие по содержанию
понятия: «конфликтная компетентность» (Л.А. Петровская, Б.И.Хасан),
«конфликтологическая компетентность» (Н.И. Леонов, В.Г.Зазыкин, Л.Н. Цой). В
целом, в качестве психологических составляющих конфликтной компетентности
личности авторы называют гибкий индивидуальный стиль управления, особый
когнитивный стиль, творческое мышление, открытость, конфликтоустойчивость. В
настоящее время понятие «конфликтная
компетентность» занимает одно
из важнейших мест в психологической, социологической и
философской науках. Несмотря на имеющиеся
в психологической науке исследования, посвященные рассмотрению
данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной
степени.
Анализ состояния
проблемы свидетельствует о том, что,
несмотря на определенный уровень
ее теоретической и
практической разработанности,
сохраняет свою актуальность
вопрос о проведении
системных исследований
конфликтной компетентности личности.
Актуальность обусловлена
определенным противоречием между запросами практики по предупреждению и
разрешению конфликтов в педагогической среде и
слабой разработанностью
теоретической составляющей данной компетентности.
Необходимость
разрешения данного противоречия обусловила выбор темы исследования, его цели и
задач.
Цель: выявить и описать особенности конфликтной компетентности у студентов
– будущих педагогов с различным типом реагирования на конфликт.
Задачи:
1.
Выявить
типы реагирования на конфликт у студентов – будущих педагогов.
2.
Провести
сравнительный анализ показателей конфликтной компетентности в зависимости от
типов реагирования на конфликт.
3.
Выявить
взаимосвязь конфликтной компетентности студентов - будущих педагогов со
стратегиями поведения в конфликте.
Гипотеза: мы предполагаем, что конфликтная компетентность студентов – будущих
педагогов с различными типами реагирования на конфликт, такими как агрессия,
уход, решение, будут иметь отличия в показателях конфликтной компетентности,
таких как когнитивный, мотивационный,
регулятивный.
Объект: конфликтная компетентность
Предмет: особенности конфликтной компетентности студентов - будущих педагогов с различным типом
реагирования на конфликт.
Методы исследования:
- опросник «Конфликтная компетентность
личности» (Башкин М.В., Горшкова В.А., Воскресенский А.М.);
- опросник
«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан А.А.),
- методика
«Шкала оценки эмоциональной
возбудимости» (V.A. Braithwaite,
в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой);
- опросник «Диагностика ведущего типа
реагирования в конфликте» (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.);
- опросник «Стили поведения в конфликте» К.
Томаса.
Исследование проводилось на базе БПОУ УР «Можгинский
педагогический колледж имени Т.К. Борисова». Выборку составили 98 студентов 3 и
4 курса.
На основании результатов, полученных с помощью опросника «Диагностика
ведущего типа реагирования в конфликте» авторов Кашапова М.М., Киселевой Т.Г.,
все испытуемые в зависимости от ведущих типов реагирования на конфликт были
разделены на три группы:
1. Р>У>А
- доминирующий тип реагирования- «Решение»,
нами было выявлено 56 студентов – будущих педагогов, что составило от
общего числа испытуемых 62%. Характеристика участников данной группы в том, что
они допускают признание различия во мнениях и стараются показать свою
готовность в ознакомлении с разными точками
зрения, чтобы понять причины конфликта и найти пути действия, приемлемые
и взаимовыгодные для обеих сторон, которые обеспечат достижение необходимой цели.
2. А>У>Р
- доминирующий тип реагирования- «Агрессия», в данной группе нами было выявлено
20 студентов – будущих педагогов, что составило 22% от общего числа испытуемых.
Характеристика участников этой группы заключается в том, что они более недоверчивы, часто настроены негативно по
отношению к окружению, бывают раздражительными. В процессе взаимодействия редко
признают свою вину, а для влияния на оппонента, с целью заставить его принять
свою точку зрения любой ценой, часто
используют принуждения и деструктивные способы разрешения.;
3. У>А>Р
- доминирующий тип реагирования- «Уход», здесь было выявлено 13 студентов –
будущих педагогов, что составило 14% от общего числа испытуемых. Характеристика
данной группы заключается в следующем: участники данной группы стараются
избежать конфликта, в процессе взаимодействия не любят брать на себя
ответственность. В проблемных ситуациях полагаются на других, откладывая
решения проблемы на потом, думая, что вопрос решится сам собой. При
столкновении с препятствиями, бывает, уходят в себя, меньше общаются, делают вид,
будто ничего не произошло. Старательно избегают ситуаций, которые
провоцируют возникновение противоречий,
и не вступают в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
Студенты с
доминирующим типом реагирования на конфликт «Решение» имеют высокие показатели конфликтной
компетентности в сравнении с группами «Уход» и «Агрессия», что позволяет
говорить о высоком уровне конфликтной компетентности в данной группе. Данный
факт позволяет нам выделить характерные особенности данной группы: участники
могут допускать признания различий во мнениях и стараться показать свою
готовность в ознакомлении с разными точками
зрения, чтобы понять причины конфликта и найти пути действия, приемлемые
и взаимовыгодные для обеих сторон, которые обеспечат достижение необходимой цели.
Студенты с доминирующим типом реагирования на
конфликт «Уход» имеют высокие показатели
конфликтной компетентности в сравнении с группой «Агрессия», но ниже по
сравнению с группой «Решение», что позволяет говорить о высоком уровне
конфликтной компетентности в данной группе в сравнении с группой «Агрессия», но
низким в сравнении с группой «Решение». Можно сделать вывод о том, что
участники данной группы стараются избежать конфликта, в процессе взаимодействия
не брать на себя ответственность. В проблемных ситуациях полагаются на мнение
других и откладывают решение проблемы на потом, полагая, что вопрос решится сам
собой. При столкновением в результате конфликта, бывает, уходят в себя, меньше
общаются, делают вид, будто ничего не произошло. В дальнейшем стараются
избегать ситуаций, которые провоцируют
на возникновение противоречий и не вступают в обсуждение вопросов,
чреватых разногласиями.
Студенты с
доминирующим типом реагирования на конфликт «Агрессия» имеют самые низкие
показатели конфликтной компетентности в сравнении с группами «Решение» и
«Уход», что позволяет говорить о низком уровне конфликтной компетентности в
данной группе. Данный факт позволяет нам выделить характерные особенности
данной группы, что участники более
недоверчивы, часто настроены негативно по отношению к окружению, бывают
раздражительными. В процессе взаимодействия редко признают свою вину, а для
влияния на оппонента, с целью заставить его принять свою точку зрения любой ценой, часто используют
принуждения и деструктивные способы разрешения.
В
результате проведенного корреляционного анализа были выявлены следующие
взаимосвязи показателей в группах студентов – будущих педагогов с разным типом
реагирования на конфликт.
В группе с
доминирующим типом реагирования на конфликт «Решение» чем выше уровень
конфликтной компетентности, тем чаще участники применяют стратегию
сотрудничества и приспособления, и тем реже стратегию соперничества и
избегания.
В группе с
доминирующим типом реагирования на конфликт «Уход» чем выше уровень конфликтной
компетентности, тем чаще участники группы выбирают стратегию компромисса.
В группе с доминирующим типом реагирования на конфликт «Агрессия»
взаимосвязи с конфликтной компетентностью не выявлено.
Таким образом, наша гипотеза о том, что конфликтная компетентность студентов –
будущих педагогов с различными типами реагирования
на конфликт, такими как агрессия, уход, решение, будут иметь отличия в
показателях конфликтной компетентности, таких как когнитивный, мотивационный, регулятивный, нашла
свое эмпирическое подтверждение.
Результаты, полученные в ходе
эмпирического исследования, подтвердили выдвигаемую нами гипотезу. Проведенное
исследование, таким образом, позволило выявить и описать особенности
конфликтной компетентности у студентов – будущих педагогов с разным типом
реагирования на конфликт. Основные выводы работы можно использовать при
разработке программы повышения конфликтной компетентности студентов.
