Кадровое
обеспечение образовательных учреждений города
Модернизация системы образования, внедрение Федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования, инновационных
форм и методов обучения предъявляют высокие требования к личности и
компетентности педагогических работников. В ходе модернизации последовательно
реализуется идея совершенствования педагогических кадров и педагогического
образования, что обусловлено целым рядом проблем, связанных с динамичными
изменениями, происходящими в мире, в стране, в сфере деятельности человека, в
особенностях развития современного ребенка и других факторах.
Первая проблема – изменение ожиданий
общества от системы образования.
Вторая проблема – изменение функций
педагога. Стремительные изменения в мире, специфика развития самого человека
выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога. Должно
измениться содержание профессиональной педагогической подготовки и ее
технология.
Третья проблема – несоответствие
сложившийся системы подготовки кадров спросу на профессии и новые типы
занятости педагогической направленности, так как педагогическое образование –
это не только подготовка учителей. Это принципиальное положение.
В муниципальной системе общего образования фиксируется
кадровый кризис, который проявляется в большой численности преподавателей
пенсионного возраста. Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%,
предпенсионного – 30%, 50% учителей имеют стаж работы более 20 лет. В целом по городу педагогическую работу в учреждениях образования ведут
1067 педагогических работников.
В связи с увольнением
педагогов, в основном по причине выхода на пенсию, за последние годы
увеличилось количество вакансий. Так по состоянию на декабрь 2017 года в
образовательных учреждениях города по педагогическим должностям существовало 34
вакансии, из них 29 вакансий в школах. Одним из решений данной
проблемы является заключение договора о целевом обучении выпускников школ в
ВУЗах Удмуртской республики (ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический
институт им. В.Г. Короленко» и ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный
университет»). На основании ежегодного собеседования
по комплектованию педагогическими кадрами образовательных учреждений
формируются списки старшеклассников, желающих поступать на педагогические
специальности. Так, по окончании 2016-2017 учебного года на целевой
прием в ГГПИ были заключены 16 договоров и 1 в УдГУ
Между школами
города и БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
заключены договора на ведение практики студентов. Педагоги школ, которые
курируют данных студентов во время прохождения ими практики, получают оплату.
С 2015 года на
территории муниципального образования «Город Можга» функционирует Автономная
некоммерческая организация «Клуб молодых педагогов», которая насчитывает в
среднем около 50 начинающих специалистов ежегодно.
Таким образом, можно
обозначить ключевые направления и мероприятия модернизации системы
педагогического образования:
1.
Профориентация и отбор
абитуриентов на программы педагогической подготовки
2.
Поддержка и сопровождение
молодых специалистов
3.
Сопровождение
профессиональной деятельности педагога
4.
Использование
профессионального опыта и социальные гарантии