Внеурочная деятельность
Общие подходы к организации
внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность
организуется в целях формирования единого образовательного пространства
для повышения качества образования и реализации процесса становления
личности школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная
деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования. Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды
деятельности школьников, кроме учебной деятельности, в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации школьников.
Направления внеурочной
деятельности: социальное, общеинтеллектуальное, спортивно – оздоровительное,
духовно - нравственное и общекультурное.
Для реализации
внеурочной деятельности использована оптимизационная модель (на основе
оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).
Занятия проводятся педагогами учреждения в кабинетах школы, не
задействованных в данный момент в учебном процессе. Расписание занятий
внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и
соответствует различным сменам видов деятельности школьников.
Формы организации внеурочной деятельности
- беседы,
- кружки, секции;
- экскурсии;
- олимпиады, конкурсы,
соревнования;
- научные исследования;
- культпоходы в музеи, на концерты;
- досугово-развлекательные
акции (концерты, инсценировки, спектакли.)
- социальные проекты.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательные
результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов — приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими
учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой
на уровне класса, ОУ, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение школьником
опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной
среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно
положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не
просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным
человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается
то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование
гражданина и гражданского общества.
Достижение трёх уровней
результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и
социализации детей. У учеников формируются коммуникативная, этическая,
социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её
страновом, этническом, гендерном и других аспектах.