Независимая оценка качества образования
может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в
отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных
программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных
сопоставительных исследований в области образования.
В мировой практике разработкой и
реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе
рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как
правило, независимые организации.
На уровне региона, муниципального
образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование)
школ (например, в разрезе отдельных категорий: гимназии, лицеи, школы с
углубленным изучением ряда предметов).
Результаты оценки могут
оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей:
родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального,
регионального и федерального уровней.
Соответствующий рейтинг
(или другие оценочные процедуры) может быть инициирован учредителем для
последующего обсуждения параметров качества образования, соответствия запроса
потребителей и предложений поставщиков на рынке образовательных услуг, места и
роли продвинутых школ в развитии системы образования.
Инициатором
проведения сравнительных оценочных процедур также могут выступать общественный
совет при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти,
региональная общественная палата, общественные объединения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления
могут инициировать проведение оценочных процедур с учетом перспективы их
применения в интересах граждан.
Инициативу по проведению
оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для
отдельных граждан, проявляют сами граждане при обращении с соответствующим
заказом в организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.