Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивной школы:
· Все ученики равны в школьном сообществе;
· Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
· У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
· Планируется и проводится эффективное обучение;
· Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
· Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;
· Семьи активно участвуют в жизни школы;
· Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Другие варианты обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
· Специализированные школы (школы-интернаты) - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании.
· Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
· Обучение на дому - вариант обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно проводят занятия с ребенком непосредственно по месту его проживания.
· Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.